19.12.2025
Индивидуальный план развития (ИПР) – один из ключевых инструментов работы по развитию персонала. И там, где он перестает быть формальным документом, где простроены процессы его внедрения и мониторится исполнение -- он приносит реальную пользу и сотрудникам, и компании. Так же: когда у сотрудника есть корректно составленный, согласованный ИПР -- работодатель вправе рассчитывать на то, что человек сможет усовершенствовать те компетенции и качества, которые намеревался.
Есть аспекты, которые могут помешать выстроить процесс развития эффективно, даже если будут составлены идеальные ИПР. Почему? Давайте разбираться.
Составление ИПР: кто должен подготовить план?
HR-менеджер? Руководитель? Сам сотрудник?Если каждый из участников процесса действует отдельно, то могут возникать трудности:
Таким образом, очень важно, чтобы происходило согласование целей, развивающих действий, которые определяет для себя сам сотрудник с его непосредственным руководителем, а также и HR-менеджером, который может помочь как содержательно в выборе развивающих действий, так и административно, в организации процесса.
Откуда брать информацию о возможных развивающих действиях для сотрудников как основы для создания ИПР?
Традиционный подход к созданию ИПР предусматривает использование разноплановых методов развития в соотношении:
70% -- развитие на практике,
20% -- развитие с помощью других,
10% -- тренинги, литература.
В некоторых компаниях мы сталкивались тем, что HR-менеджеры не проводили обучение, как составлять планы развития ни для сотрудников, ни для их руководителей. Однако они предоставляли руководителям и сотрудникам список возможной литературы и тренингов, которые проводятся в корпоративном или открытом формате, шаблоны и примеры заполненных планов развития. Это действительно важная информация, но она касается только 10% развивающих мероприятий, которые должны быть указаны в ИПР. В таких ситуациях планы развития сводятся к списку тренингов и литературы, а более или менее подробные развивающие действия содержатся только при описании действий по развитию профессиональных знаний и навыков, в которых проще разобраться и сотрудникам, и их руководителям: т.е. совершенствование управленческих и личностных вниманий остается вне фокуса внимания.
Основная сложность заключается в выборе действий по развитию на практике. Не каждый руководитель и сотрудник способны их придумать сами, поэтому важно, чтобы HR-ы смогли предложить на каждую компетенцию примерный перечень возможных развивающих действий, применяя которые в каждодневной работе сотрудник сможет совершенствовать свои компетенции. В этом может помочь руководство по развитию компетенций, в котором сведена информация о всех возможных вариантах развивающих действий в разных форматах по каждой компетенции.
Если руководители не проходили обучения по навыкам коучинга/наставничества или проведению карьерных диалогов им может быть сложно содержательно помочь в наполнении ИПР своим сотрудникам. Важно, чтобы HR-менеджер организовал обучение как для сотрудников, так и для их руководителей по созданию индивидуальных планов. Кроме того, необходим и мониторинг качества подготовленных планов (особенно когда сотрудники только начинают их создавать), чтобы отслеживать соблюдение баланса развивающих мероприятий согласно принципу 70-20-10, а также чтобы в программах развитиях не происходило смещение фокуса на углубление профессиональной экспертизы, а были выбраны управленческие и/или личностные компетенции для развития.
ГИД по развитию Talent Q
Эксперты Talent Q разработали «Гид по развитию» для HR-специалистов, сотрудников и руководителей в управлении развитием, предназначенный для составления с его помощью Индивидуальных планов развития и формирования программ по совершенствованию талантов в организации.
Гид содержит
- библиотеку из 37 компетенций
- общие рекомендации по развитию, включая подсказки по более эффективному планированию развития, бизнес-литературу, видеокурсы, художественную литературу, фильмы, компьютерные и настольные игры
- практические рекомендации по каждому индикатору для ежедневного использования в рабочей деятельности и проектах.
Мониторинг статуса реализации индивидуального плана развития и контроль прогресса в развитии
На одном из тренингов по созданию индивидуальных планов развития коллеги HRы из достаточно крупных компаний делились опытом реализации своих собственных планов развития: достаточно качественные программы были составлены на 1 год по 2-м личностным компетенциям, однако в течение года они успели посетить только тренинги, стали активно выполнять намеченные в программе другие развивающие действия за последние 2-3 недели до указанного срока, чтобы было что обсудить на встрече, посвященной подведению итогов года с руководителем, так как до этого момента они не находили времени на их реализацию. Они отмечали, что конечно результаты были бы лучше, если бы им удалось выполнять все эти действия планомерно, в течение года.
На основании этого примера можно задать несколько вопросов, ответы на которые могу помочь выработать комплексный подход к управлению процессом развития:
Ответы на эти вопросы могут быть разными для разных компаний, с учетом корпоративной культуры, спецификой организации работы, выстроенности HR-процессов, уровня развития управленческих навыков сотрудников. Однако очень важно проводить такой мониторинг не реже 1 раза в полгода, чтобы сотрудник мог обсудить статус реализации программы развития с руководителем или HR-ом, который курирует развитие в компании. Такие промежуточные встречи полезны, так как позволяют:
Чтобы минимизировать проблемы и сделать процесс реализации ИПР более управляемым можно опираться на пример той схемы, которой придерживался один из наших клиентов при внедрении ИПР как инструмента развития для руководителей топ- и среднего уровня.
Перед началом создания ИПР руководители компании
Дальнейшие шаги выглядели следующим образом:
