05.06.2017
Юлия Синицына, Директор по консалтингу Talent Q, рассказала порталу HR-tv.ru почему одни сотрудники работают лучше других, зачем нужны модели компетенций и как их моделировать.
Успешность работы организации складывается из эффективности отдельных сотрудников. Для того, чтобы отбирать и развивать успешных сотрудников, компании помимо KPI разрабатывают корпоративные модели компетенций, то есть набор критериев, в которых на поведенческом уровне описываются требования к сотрудникам.
В целом под компетенцией понимают модель поведения, которая позволяет одним людям выполнять работу лучше, чем другим. Компетенция представляет собой результат взаимодействия таких качеств сотрудника, как:Модель компетенций является основой для большинства HR-процессов (рекрутмент, оценка эффективности, продвижение, развитие), качественно разработанная модель – залог успеха управления персоналом организации и, как следствие, один из ключевых компонентов достижения бизнес-целей.
Важно, чтобы разработанные компетенции были просты для понимания и ясно определены, а сама модель была полной и покрывала все ключевые рабочие активности. Эта модель должна отличать успешных исполнителей от слабых. При этом следует обращать внимание на то, чтобы технические и поведенческие компетенции не были смешаны.
Аналитическое мышление | |
---|---|
Собирает информацию из ряда источников и под разным углом. Быстро усваивает информацию, выделяя ключевые вопросы. Устанавливает множественные связи между элементами ситуации. Предвидит потенциальные проблемы, заложенные в альтернативных программах действий. | |
Положительные поведенческие индикаторы | Отрицательные поведенческие индикаторы |
Эффективно собирает существенную и достоверную информацию из множества разнообразных источников | Использует только легко доступные данные, полагается на домыслы и впечатления |
Быстро усваивает большие объемы информации | Теряется под наплывом большого объема данных |
Отличает существенную информацию от несущественной, выделяет в ней отдельные темы и тенденции | Погрязает в деталях, впадает в "аналитический паралич" |
Понимает взаимодействие различных факторов ситуации | Видит только простые причинно-следственные связи |
На основе собранной информации делает логические выводы | Делает нелогичные выводы вследствие ошибок в анализе или исходя из предпочтений |
Продумывает и учитывает ряд альтернативных вариантов разрешения ситуации | Быстро склоняется к единственному решению, не учитывая альтернатив |
Предвидит потенциальные проблемы, заложенные в альтернативных программах действий | Фокусируется только на преимуществах одного варианта действий. |
Процесс разработки модели компетенций мы разбиваем на 5 последовательных этапа:
Этап 1: Стратегический
Стратегическая сессия с топ-менеджерами, включая первое лицо компании (3 часа)
Этап 2: Диагностическо-аналитический
Фокус-группы с разными управленческими уровнями по модели компетенций:
2.1. Фокус-группа с высшим звеном (3 часа)
2.2. Фокус-группа со средним звеном (3 часа)
2.3. Фокус-группа со специалистами (2 часа)
Этап 3: Создание новых компетенций
Интервью с разными управленческим уровнями:
3.1. Три интервью с высшим звеном (по 1.5 часа)
3.2. Три интервью со средним звеном (по 1.5 часа)
3.3. Три интервью со специалистами (по 1 часу)
Этап 4: Валидизация модели компетенций
Разработка анкеты для опроса. Опрос не менее 50 сотрудников. Обработка результатов.
Этап 5: Финализация модели компетений
Анализ/корректировка модели компетенций. Согласование.
От качества модели компетенций зависит дальнейшая эффективность всех процессов, в которых она используется. Часто именно легкомысленное отношение к разработке модели приводит к обесцениванию самой идеи оценки. В связи с этим мы применяем целый комплекс методов анализа работы, полагаясь на сильные и компенсируя слабые стороны каждого из них:
В целом процесс разработки модели компетенций представляет собой довольно кропотливый процесс и занимает по времени от нескольких недель до месяцев.