Что такое компетенции?

20.04.2020

Ключевая особенность высокоразвитой компетенции в том, что – она как соломинка.  Когда человек попадает в безвыходную ситуацию, в стрессовую ситуацию, ситуацию неопределенности, тогда вы за этот способ поведения хватайтесь в первую очередь. Это такой emergency способ поведения, который вас всегда выручает.

Компетентность или компетенции?

Эти два понятия часто ошибочно подменяют друг друга потому, что они имеют один корень. HR специалисты и психометрики пытаются договориться о разграничении этих понятий еще с пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. На сегодня эта договорённость уже появилась. И на практике использование этих терминов   уже приобрело какие-то более четкие границы.

Компетентность чаще всего характеризует опыт кандидата, его уровень достижений, его результат. Компетенция же — это про то, каким образом, каким способом человек приходит к достигнутым результатам.  

По большому счёту все те результаты, которых вы достигаете в карьере, в своей профессиональной деятельности — это и есть компетентность. Когда кто-то говорит, что хотел бы пригласить компетентного человека в каком-либо вопросе, то мы всегда понимаем, что это человек, который имеет опыт, что на этого человека всегда можно с точки зрения этого опыта положиться, он уже много добился.

Такая компетентность появляется только тогда, когда совпадают в ваши компетенции, то есть те ваши способы работы, с которым с которыми вы обычно подходите к выполнению работы, и сами условия работы, которые вам создает организация, или - в широком смысле – общие условия, в которые вы попадаете.

То есть важно наличие компетенций (как способа) самого сотрудника и условий, в которых эти компетенции уместны, в которых эти компетенции расцветают, в которых эти компетенции начинает приносить плоды и дают результат. И тогда о таком человека говорят, что он компетентный человек. По сути, имеют в виду, что он нашёл свою профессиональную стезю, что он выбрал её правильно.

Иными словами, можно сказать, что компетентный человек использовал свой потенциал эффективно. Действительно, здесь можно поговорить о потенциале. Хотя мы понимаем, что компетенция – это то, что человек уже умеет, а потенциал – это то, что ему в будущем будет возможно легко освоить. Говоря же о компетентном человеке, мы имеем в виду, что он уже нашел свою профессиональную стезю и сумел реализовать свой потенциал.

Таким образом, компетентность имеет отношение к достигнутому уровню осуществления работы, функции или цели работы (например, выполнение плана продаж). А компетенция касается поведения, лежащего в основе результатов работы, т.е. того, что люди делают для реализации своих целей (например, убедительное описание преимуществ продукта). Компетенция отвечает на вопрос «Как?», «Каким образом человек этого достигает?»

И когда мы встречаемся в компаниях с компетенциями, то мы всегда должны понимать, что, эти модели компетенций созданы не просто так. Что это не слова и модные веяния. Эти компетенции означают, что в этой компании те люди, которые эту модель компетенций создавали, уверены, что именно такой путь, именно такой образ действий приведет к эффективному результату. Ключевое в компетенциях — это то, что компетенции выделяются по принципу «какое поведение эффективно».

Определение компетенции

Существуют несколько признанных определений компетенций классиков. Первое говорит о том, что компетенции – это «измерения, например, кластеры поведения, которые конкретны, наблюдаемы и оцениваемы во время проведения центров оценки» (V. Dulewicz, 1989). Это говорит о том, что важное техническое требование к компетенции - компетенции должны быть наблюдателями.

Еще одно определение говорит о том, что компетенция – это «базовая характеристика человека, которой может быть мотив, черта личности, навык, аспект я-образа, социальная роль или знания…» (Boyatzis, 1982) И здесь мы можем сказать четко, что компетенция формируется под влиянием разных абсолютно личностных свойств.

В компетенции может входить всё что угодно. И мы будем с вами говорить о том, что одни компетенции имеют в своей основе, например, больше мотивации, а другие включать в себя больше поведенческих склонностей, например, легко ли человеку общаться с другими людьми или сложно.

Компетенции – атрибуты личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции, и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение.  Как как правило компетенции состоят из знаний, навыков, способностей, мотивации, личностных особенностей. Знания и навыки это то, что относительно легко развивается.

Если компетенции относятся к «знаниевым» или «навыковым», то вы можете над ними поработать и достаточно быстро получить необходимый результат. Например, если говорить об общеуправленческих компетенциях, то к таковым можно отнести компетенции «управление проектами» или «управление временем/ time management», или публичные выступления.

То, что касается когнитивных способностей. Конечно, это сложнее развить. Но можно сказать, что компетенции развиваемы в средней степени.

К следующему виду компетенций можно отнести «способности, зависящие от культуры», к умению ориентироваться в определенной среде. Например, при поступлении на зарубежные программы MBA требуется прохождение теста GMAT. Уровень прохождения таких тестов изначально зависит от исходного уровня развития интеллекта. Тем не менее, очевидно, что успешность прохождения таких тестов в том числе зависит от того, насколько человек хорошо подготовился. Насколько он владеет терминологией и категориями теста, понимает форматы заданий, которые предъявляются.

Компетенции, связанные с личностными особенностями, такие как общительность, лидерство или креативность. Личностные особенности в принципе тоже можно отнести к развиваемым. Единственное, что нужно иметь в виду, что, если у вас в базе личностная особенность выражена не очень ярко, например, вы не очень хорошо умеете и любите придумывать новые идеи по жизни. Да, действительно можно развить умение креативно подходить каким-то задачам, но для этого нужны определенные алгоритмы.  И что будет тогда с компетенцией? Для какого-то ограниченного диапазона ситуаций и подготовленных условий вы сможете проявлять эту компетенцию.

Ключевая особенность высокоразвитой компетенции в том, что – она как соломинка.  Когда человек попадает в безвыходную ситуацию, в стрессовую ситуацию, ситуацию неопределенности, тогда вы за этот способ поведения хватайтесь в первую очередь. Это такой emergency способ поведения, который вас всегда выручает.  Да, вы можете прокачать определенную компетенцию. Но если у вас нет определённых способностей или личностный особенностей, вы можете прокачать эту компетенцию, но скорее всего это компетенция будет на среднем уровне и вы сможете её применять лишь в ограниченном числе ситуаций.

Следующее, это особенности мотивации. Говорят, что мотивация - это вообще мотор компетенций. Никакая компетенция без мотивации «не поедет». Мы как практики, очень часто сталкиваемся с такой интересной ситуацией, когда на Центре оценки и Развития человек прекрасно показывает себя с точки зрения компетенций. А потом мы приходим и рассказываем руководителю о том, как сотрудник себя и руководитель говорит: «Да, нет же. Этот сотрудник вообще безынициативный. Ничего не может и ничего не делает». Очень часто, когда мы разговариваем потом, например, вместе с кандидатом и руководителем, то оказывается, что за основная проблема лежит в мотивационной сфере. 


Читать больше об этом


Связаться с нами