08.09.2022
Понимание истории тестов способностей позволяет понять и объяснить огромные различия между российскими и мировыми практиками применения этого инструмента. Нелегкая судьба дифференциальной психологии в нашей стране в период 1930-50 гг не могла не сказаться на современном состоянии отечественной психодиагностики. Отрадно заметить, что за последние 5-10 лет в этой области мы видим громадный прогресс. Инструментальная оценка получает заслуженное признание не только в коммерческих компаниях, но и в государственной службе в России. Тесты способностей постепенно становятся одним из неотъемлемых элементов развития талантов в широком смысле.
Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест. В 1884 году Гальтон основал Антропометрическую лабораторию с целью получения статистических данных о человеческих способностях. Он видел задачи психометрии в том, чтобы охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц, и фокусировал свое внимание больше на физиологии. Через его психометрические эксперименты прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов. В частности в 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффициента корреляции. Благодаря его вкладу стал возможен анализ данных по индивидуальным различиям.
Впервые термин «интеллектуальный тест» был предложен Джеймсом Кеттелом, который в 1890 году опубликовал статью «Интеллектуальные тесты и измерения». Его тесты умственных способностей выглядели как лабораторный опыт и относились, прежде всего, к элементарным сенсомоторным измерениям. Например, выявлению времени реакции на звук и времени, необходимого для определения различных цветов, разделению надвое линии определенной длины, фиксированию промежутка времени продолжительностью 10 секунд и количества букв, запоминаемых после одного показа.
Идея измерения интеллекта в короткое время приобрела огромную популярность. Уже в 1904 году Министерство образования Франции поручило врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить способных, но ленивых детей, от детей, у которых были особенности развития и которые не могли учиться в обычной школе. Шкала Бине состояла из 30 заданий (тестов), упорядоченных по возрастанию сложности. Эта шкала послужила основой знаменитого теста Стенфорд-Бине на определение коэффициента IQ, показывающего соотношения умственного возраста с возрастом фактическим. В тестах IQ впервые было введено понятие статистической нормы как критерия для сравнения индивидуальных показателей и их оценки.
Значительный импульс к развитию тесты получили в период первой мировой войны, когда потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям. В 1917-1919 годах Артур Отис разработал систему армейских тестов, ставших первой системой групповых интеллектуальных тестов. Теоретической основой этих тестов стал факторный анализ, выделявший то общее, которое требовалось в узконаправленных видах деятельности. Впоследствии эти тесты стали использоваться не только в армии, но и в системе образования и промышленности.
В тестирование интеллекта в нашей стране далее и до 1936 года активно развивалось в рамках направления психотехники, основной аудиторией были учащиеся в различных образовательных учреждениях. Основанная в начале 20 века немецкими психологами Штерном и Мюнстербергом, психотехника была тогда весьма развитой областью психологии, в ее сферу входили психология труда, проблемы профессионального отбора и обучения, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (плакат, реклама, кино).
Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" на несколько десятилетий остановило разработку диагностики психического развития и личности в СССР. Были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой. О психологических тестах советские психологи старались забыть как о страшном сне. Многие учёные были уничтожены. Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 30-х гг., становятся известными только сегодня. И последствия этого продолжают сказываться на состоянии современной психометрике в современной России.
Педология (от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Практика педологического обследования, распределения детей по классам и школам в соответствии с их фактическим и психическим возрастом, зачастую не совпадающая с паспортным, а также не всегда качественная работа педологов-практиков ввиду их низкой квалификации вызывали недовольство родителей и педагогов на местах.
Недовольство это подкреплялось идеологической обработкой населения. Утверждалось, что ребенок самого передового и революционного класса должен быть передовым и революционным как в области физического, так и психического развития. Дифференциация школы на обычную и для разных категорий детей с задержкой умственного развития "нарушала" идеологию равенства и усредненности советских людей. Откровенно попирались законы наследственности. Отвергалось негативное влияние среды в социалистическом обществе.
В предвоенный период (1935 - 1941) и более чем два послевоенных десятилетия советская психология всячески избегает всего того, что связано с индивидуально-психологическими различиями и их измерением.
В 1960-1970-е гг. в советской психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый «качественный подход», реализуемый, прежде всего в диагностики умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого круга задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности к запросам практики, не могла заменить тесты.
Можно достаточно точно указать на время возрождения тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии. В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждающейся во внимании со стороны исследователей.
России направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», появляется в конце 1960-х гг. во многом благодаря усилиям Б.Г. Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы. Сейчас очень трудно ответить на вопрос о том, почему вместо термина «психологическое тестирование» был избран термин «психодиагностика». Вероятно, свою роль сыграло продолжавшееся долгое время гонение на тесты.
Психологов-практиков интересуют возможности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Тесты всё активней используются в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе.
Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения.
В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. У пользователей тестов сформировался «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда психолог-практик, а часто просто дилетант, измеряя с помощью иностранного теста, например, интеллект, весьма смутно представляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста, каковы надежность и валидность методики, не располагает нормативными данными, наконец, не осведомлён об этике работы с людьми.
Современные тесты способностей представляют собой наборы специально подобранных стандартизованных заданий, которые позволяют оценить способности человека решать различные интеллектуальные задачи. В современных тестах способностей используются сложные математические алгоритмы, и они являются продуктом на стыке психодиагностики и информационных технологий.
Измеряемые способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут хорошо объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Любая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности, а наличие у человека определенной способности означает его пригодность к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые для данной деятельности.
В то время как тесты интеллекта (IQ) направлены на измерение общего уровня интеллектуального развития, тесты способностей измеряют уровень развития отдельных составляющих общего интеллекта – способности работать с числовыми и текстовыми данными, пространственное мышление, абстрактное мышление и пр.